Translate

четверг, 24 апреля 2014 г.

Дети радуги 1 «Красный»

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

«Красные» краски

Дети, выбирающие эти краски , являются наиболее открытыми и активными, возможно они сильны в те периоды своей жизни, когда принимают и рисуют красный или нуждаются в этой силе. Этот цвет им нужен, чтобы пробиться, заявить о себе громко: «Я - Есть!!!» Это – цвет крови, жизни здоровья, энергии, силы и, конечно, любви. Такие дети почти всегда - лидеры в своем окружении. Они – не подчиняются. Такое ощущение, что они уже рождены со знанием о мире и с сильным интуитивным даром. С такими малышами очень трудно совладать воспитателям и учителям. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат "красного" ребенка. Но если договориться с таким ребенком, то вас ждет успех и вы воспитаете выдающуюся личность. Тут, как говориться, правильно выбрать направление. Иногда, выбор красного и рисунок в виде костра или огня говорит и температуре, жаре, о болезни, много раз видела, как дети рисовали что-то подобное за день два до высыпания ветрянки.
Вот как трактует этот цвет М. Люшер «красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость».
Красный спектр всегда возбуждающе действует на нервную систему и кровяное давление, поэтому будьте осторожны при выборе его для интерьера в детской, даже если ребенок просит, он может там быть в небольших пропорциях. Компенсаторным цветом для красного является синий – он успокоит и уравновесит таких деток, возможно и применение зеленого, который наш глаз принимает как нейтральный цвет, так как он является природным успокоительным (трава и деревья).
А вот что говорит антропософия (Штайнер) . Красным цветом можно успокоить ребенка разбушевавшегося, рекомендуется накрыть его куском красной ткани и обнять, покачать на руках ( это применительно для детей первого 7-летия). И обосновывается это тем, что красный – это цвет утробы материнской – а там защита и успокоение, уверенность, что тебя любят и принимают. Возможно, поэтому в первый год жизни ребенку важен красный спектр, который он и начинает видеть первым.
Эти трактовки все имеют место быть, но давайте вспомним про наш родной язык, детские потешки, народные песни, нашу Русскую историю. Что для русского человека понятие «Красный» - это в первую очередь «красивый» (красна девица, красное солнышко, красна ягода) и защита (вышивки на сарафанах и рубахах в русском народном комтюме)!!! Вот и получается, что европейская теория не подходит для наших русских деток. Представьте себе те перекосы, с которыми приходиться встречаться деткам – сначала им с рождения рассказывают потешки и сказки народные, поют песни, воспевающие красный в природе, а потом - бах – и «красный» агрессивный….
Нескладушки получаются… Я заметила, что у мальчиков и у девочек разное отношение к этому цвету, и разный смысл они вкладывают в рисунки красного спектра, спросите своих деток. Мальчики берут активные оттенки красного, открытые и кричащие – как сама смелость и сила, и рисунок их концентричен и имеет формы; а вот девочки предпочитают спокойные красные – розовые и малиновые оттенки, я их называю ягодными, – и стараются заполнять ими весь лист , по-моему чисто женский подход(!) , погружаясь в свои эмоции и ощущения. И еще мною было замечено, что те дети, у которых аллергии или дерматиты и которым нельзя кушать многие ягоды и фрукты, приходя на занятия, просто впитывали в себя краски. Они как бы компенсировали те витамины из красного спектра, которые не получали с пищей. Я делилась этими наблюдениями с психологами и художниками, оказывается, все же «не хлебом единым жив человек».
В любом случае, нам, родителям, надо помнить, что красный цвет – самый сильный ( и по волновой теории Ньютона, его сравнивают с таким понятием , как «Любовь» - длина и высота волны излучения цвета и чувства – почти идентичная), и умение и навык пользования и принятия этого цвета говорит о силе вашего малыша. На фоне такого цвета все чувства и эмоции приобретают силу на максимуме. И еще надо сказать, что этот цвет ребенок переживает очень долго – недаром он первый и очень яркий в радуге.

Примеры из личной практики.
Ко мне одна мама привела своего сына на индивидуальные занятия, боясь, что он просто не сможет вместе со всеми рисовать, очень он был активный, и смотрю, за мамой все время пряталась маленькая девочка – она тоже как-то раз попросилась рисовать. Как же она была рада, что ее пустили. У нее была аллергия на ручках, и мама не разрешала ей рисовать руками…. Когда она рисовала кисточкой все малиновые и розовые цвета, то просто их ела глазами, и очень хотела потрогать…… постепенно, где -то через месяц-полтора, у нас была победа – она рисовала руками и смешивала краски, но вот малиновый был ее излюбленным – очень она любила ягоды, которые ей нельзя было кушать. Кстати, а ее брат вскоре начал рисовать и с группой, они оба были «красные» - сильные и красивые….
Наш средний сын очень долго рисовал черным и красным. Когда я попросила его рассказать об этом его выборе он говорил: «Красный – это возбуждение и сила, а черный – моя защита и злость, моя ненависть и гнев!» Надо сказать, что эти цвета ему помогали переживать его положение в семье (он лидер, а был средний, конфликты со старшим братом и отстаивание своего Я) и действительно давали силу и защиту. Могу добавить, что цвет – это еще и инструмент в нашей жизни, которым дети очень активно пользуются и понимают.
На занятиях у меня был один мальчик, очень активный, и у него похожий был выбор цветов. Неутомимый и пытливый ум его поражал всех с 3 лет. Иногда нам всем было с ним трудно, но постепенно мы находили тактики общения, я знала, что ему в начале занятия надо дать лист и одну краску – «Красную» - он вырисовывал все накопившееся, часто это были драконы или монстры, а потом подключался к обществу, и в какой-то момент он стал спокойно рисовать и погружаться в свои рисунки. Вскоре появились другие цвета!
Этот пример к тому, что не надо торопить ребенка – всему свое время. Просто принимайте детей такими, какие они есть, и растите вместе с ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий