ДЕТИ РАДУГИ
или о чем говорят цвета в детских рисунках
Это статья пришла сама – как будто попросилась - через вопросы детей и их родителей, через
личные наблюдения за свой небольшой трехлетний опыт работы изо-терапевта с малышами-дошкольниками в семейном центре
«Фамилитет», за 10-ти летний стаж работы дизайнера-декоратора и, конечно, свой опыт мамы, через различную информацию от других
преподавателей и психологов. Поэтому, в
этой статье будут и собственные примеры и наблюдения, и выдержки из работ известных психологов, и примеры других
педагогов и арт-терапевтов . Итак…
Цвет
оказывает довольно сильное влияние на человека. Об этом говорят все психологи и
психиатры. Согласно колористике,
начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гете, цветовая
среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая
диагностика и даже цветовая терапия.
Наука очень четко и достаточно беспристрастно дает
трактовки и анализ каждого цвета и даже оттенков
( Ньютон, Итен,
Люшер, Овчаров и др.). Все больше психологов и психотерапевтов прибегает к
диагностике проблем в психике ребенка
через цвет, считая это мягким и проникновенным методом.
И я,
признаюсь, тоже пыталась применить некоторые схемы анализа по цвету для своих
маленьких учеников, и каково же было мое удивление, что не все так просто, что
многие дети просто не вписывались в эти
рамки. И это было безотносительно от того, ходили ли они в обычные садики, или
частные, находились ли они на домашнем образовании или посещали обычную школу,
имели или нет раннюю социализацию. Вот опишу пример из своего жизненного опыта.
Когда-то и
я училась в школе, и у меня был сосед по парте – очень странный мальчик – невысокий, худенький, умненький, но
закрытый – в общем сидела я с ним долго , лет 5, наверное, или мне так
казалось…. И всегда думала, ну что за наказание….. А вот недавно разговорилась со свекровью про
моих учеников, и что родители жалуются, что черным рисуют и синим, и что
монстры и пауки одни…. А она мне приводит в пример – ну как вы думаете кого –
моего соседа по парте – оказывается он к
ней в группу ходил в садике ( она воспитатель) и был с ним такой случай.
Он часто рисовал черным и темно - синим
, и всем воспитателем страшно
становилось от его рисунков ,а тогда еще СССР был))) Ярлыки на него много
вешали, что у него депрессия, что он странный и много еще всего. Родителей
вызывали…
Вот обратились они за помощью к заведующей. Надо
сказать, она было мудрой и степенной, не делала резких выводов. Собрала
совещание и попросила принести его рисунки. А потом попросила всех высказаться,
как они (воспитатели) думают, что он рисует…. Ну всего не перечислить, что там
говорилось…. А потом заведующая говорит: «А давайте теперь его самого автора спросим, что он рисует!» И спросили.
Оказалось, что ничего страшного – а просто небо ночное, и космос, и звезды –
очень ему интересно это было. Дело в том, что его родители – альпинисты – и я
помню как мы с ними в походы ходили в школе – по всем известным горам они нас
провели – очень многому научили. Вот он с ними с рождения практически и
наблюдал небо с высоты гор – ведь не
каждый малыш такое видел. Надо сказать, что вырос он и выучился – стал ученым,
а недавно женился и стал папой… я думаю,
ему есть чему научить своих деток.
Может
это прозвучит странно, но я считаю, что дети не являются каким-либо цветовым
психотипом, что они намного свободнее нас взрослых, что их ум еще не засорен
смысловыми комбинациями и символикой общества. Понаблюдайте внимательно, какими
восковыми мелками, фломастерами или красками рисует Ваш ребенок, посмотрите на
их концентрацию и закономерность использования, - вы можете многое узнать о
характере вашего ребенка. По мере взросления предпочтительные цвета могут
меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость,
печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, цвет также может
влиять на состояние ребенка, его работоспособность и общение. А еще я заметила, что дети сами интуитивно выбирают тот или иной цвет
для себя не просто так, а чтобы напитаться им, или его качеством, и может даже
на уровне физики (волновая теория о цвете Ньютона). И им не важно, что тот или
иной цвет обозначает в обществе или в схеме арт-терапевта, важно лишь , что они
нашли то, что им нужно сейчас, чтобы выразится или насытится этим, выбранным
ими цветом, дополнить себя , просто
принять и полюбить цвет во всем его многообразии.
Еще
хочу сказать вот о каком заблуждении про влиянии цвета. Давайте считать, что наши трактовки будут очень относительными к нашему
менталитету - Российскому – так как
каждый цвет имеет свое значение лишь в рамках определенной культуры!!! И то,
что хорошо для восточника или западника – не факт, что пригодиться для наших
детей.
В общем,
подходите к трактовке и принятию своих «цветных детей» индивидуально))). Постарайтесь не вешать ярлыков, так как дети
быстро растут и меняются, и вы же хотите, чтобы ваш малыш вырос гармоничной, всесторонне развитой личностью –
дайте ему время на осознание и принятие всех цветов радуги, всей палитры красок
художника под названием Жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий