Translate

воскресенье, 16 февраля 2014 г.


 


                ДЕТИ РАДУГИ

               или  о чем говорят цвета в детских рисунках

 

Это статья пришла сама –  как будто попросилась  - через вопросы детей и их родителей, через личные наблюдения за свой небольшой трехлетний опыт работы изо-терапевта  с малышами-дошкольниками в семейном центре «Фамилитет», за 10-ти летний стаж работы дизайнера-декоратора и,  конечно, свой опыт мамы,  через различную информацию от других преподавателей и психологов.  Поэтому, в этой статье будут и собственные примеры и наблюдения, и выдержки из  работ известных психологов, и примеры других педагогов и арт-терапевтов . Итак…

 

       Цвет оказывает довольно сильное влияние на человека. Об этом говорят все психологи и психиатры. Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гете, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия.  

Наука очень четко и достаточно беспристрастно дает трактовки и анализ каждого цвета и даже оттенков

 ( Ньютон, Итен, Люшер, Овчаров и др.). Все больше психологов и психотерапевтов прибегает к диагностике  проблем в психике ребенка через цвет, считая это мягким и проникновенным методом.

        И я, признаюсь, тоже пыталась применить некоторые схемы анализа по цвету для своих маленьких учеников, и каково же было мое удивление, что не все так просто, что многие дети просто не вписывались в  эти рамки. И это было безотносительно от того, ходили ли они в обычные садики, или частные, находились ли они на домашнем образовании или посещали обычную школу, имели или нет  раннюю социализацию.  Вот опишу пример из своего жизненного опыта.

      Когда-то и я училась в школе, и у меня был сосед по парте – очень странный  мальчик – невысокий, худенький, умненький, но закрытый – в общем сидела я с ним долго , лет 5, наверное, или мне так казалось…. И всегда думала, ну что за наказание…..   А вот недавно разговорилась со свекровью про моих учеников, и что родители жалуются, что черным рисуют и синим, и что монстры и пауки одни…. А она мне приводит в пример – ну как вы думаете кого – моего соседа  по парте – оказывается он к ней в группу ходил в садике ( она воспитатель) и был с ним такой случай. Он  часто рисовал черным и темно - синим , и  всем воспитателем страшно становилось от его рисунков ,а тогда еще СССР был))) Ярлыки на него много вешали, что у него депрессия, что он странный и много еще всего. Родителей вызывали…

 Вот  обратились они за помощью к заведующей. Надо сказать, она было мудрой и степенной, не делала резких выводов. Собрала совещание и попросила принести его рисунки. А потом попросила всех высказаться, как они (воспитатели) думают, что он рисует…. Ну всего не перечислить, что там говорилось…. А потом заведующая говорит: «А давайте теперь его самого  автора спросим, что он рисует!» И спросили. Оказалось, что ничего страшного – а просто небо ночное, и космос, и звезды – очень ему интересно это было. Дело в том, что его родители – альпинисты – и я помню как мы с ними в походы ходили в школе – по всем известным горам они нас провели – очень многому научили. Вот он с ними с рождения практически и наблюдал  небо с высоты гор – ведь не каждый малыш такое видел. Надо сказать, что вырос он и выучился – стал ученым, а недавно женился и стал  папой… я думаю, ему есть чему научить своих деток.

           Может это прозвучит странно, но я считаю, что дети не являются каким-либо цветовым психотипом, что они намного свободнее нас взрослых, что их ум еще не засорен смысловыми комбинациями и символикой общества. Понаблюдайте внимательно, какими восковыми мелками, фломастерами или красками рисует Ваш ребенок, посмотрите на их концентрацию и закономерность использования, - вы можете многое узнать о характере вашего ребенка. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, цвет также может влиять на состояние ребенка, его работоспособность и общение.  А еще я заметила, что дети  сами интуитивно выбирают тот или иной цвет для себя не просто так, а чтобы напитаться им, или его качеством, и может даже на уровне физики (волновая теория о цвете Ньютона). И им не важно, что тот или иной цвет обозначает в обществе или в схеме арт-терапевта, важно лишь , что они нашли то, что им нужно сейчас, чтобы выразится или насытится этим, выбранным ими цветом, дополнить себя ,  просто принять и полюбить цвет во всем его многообразии.

          Еще хочу сказать вот о каком заблуждении про влиянии цвета.  Давайте  считать, что  наши трактовки  будут очень относительными к нашему менталитету -  Российскому – так как каждый цвет имеет свое значение лишь в рамках определенной культуры!!! И то, что хорошо для восточника или западника – не факт, что пригодиться для наших детей.

В общем,  подходите к трактовке  и принятию своих  «цветных детей» индивидуально))).  Постарайтесь не вешать ярлыков, так как дети быстро растут и меняются, и вы же хотите, чтобы ваш малыш вырос  гармоничной, всесторонне развитой личностью – дайте ему время на осознание и принятие всех цветов радуги, всей палитры красок художника под названием Жизнь.

 
Ваша Мирохина Галина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий